You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Интервью с новым директором Deutsche Schule St. Petersburg Хайке Микель

«Я активно готовлюсь к переезду в Санкт-Петербург»

В следующем учебном году в Немецкой школе Санкт-Петербурга произойдут большие изменения. К сожалению, в конце июня нашу школу покинут четыре учителя из Германии, но в конце августа педколлектив пополнится новыми коллегами.

Самое большое изменение нас ожидает в связи со сменой директора школы. Вместо Сильваны Штапель — она руководит Немецкой школой Санкт-Петербурга уже 6 лет — директором станет Хайке Микель. Мы взяли интервью у г-жи Микель, в котором она рассказала нам о своем опыте и о своих ожиданиях от работы в петербургской школе.

— Г-жа Микель, расскажите, пожалуйста, откуда Вы родом и где Вы учились?

Я родилась в Потсдаме, позже переехала с родителями в Котбус — это около 100 км к югу от Берлина. Там и прошло мое детство. Затем я изучала математику и физику в Потсдаме, чтобы стать учителем, и получила право преподавать эти предметы во всех классах вплоть до выпускного.

— Где вы получили свой профессиональный опыт за рубежом?

Будучи молодым учителем, я не могла представить, что буду работать в одной и той же школе 30-40 лет. Как только у меня появилась возможность поехать за границу, я ею воспользовалась.

Моей первой иностранной школой была DSD-школа (DSD — Deutsches Sprachdiplom, немецкий языковой диплом — ред.) в турецком Измире. Там я 3 года преподавала математику в средних классах на немецком языке. Вести математику в классе с 50 учениками по турецким учебникам — это потребовало от меня много времени и сил, но это было очень весело! И, конечно, я смогла хорошо узнать Турцию.

Позже в течение 5,5 лет я преподавала математику и физику в средних и старших классах Немецкой школы в Йоханнесбурге, Южная Африка. Эта африкано-немецкая школа со специальной программой для одаренных детей. Часть уроков я вела там на английском языке.

Проработав 5 лет в средней школе в Гамбурге, я устроилась на работу в Немецкую Европейскую школу в Сингапуре, где 6 лет вела математику в старших классах вплоть до выпускного и физику до 10 класса. В этой школе каждый год классы сильно меняются, потому что родители часто работают в Сингапуре по временным контрактам.

Сейчас я снова в Гамбурге и активно готовлюсь к переезду в Санкт-Петербург.

— Почему вы выбрали Немецкую школу в Санкт-Петербурге в качестве нового места работы?

Сравнивая Немецкую Международную школу Йоханнесбурга и Немецкую Европейскую школу Сингапура я поняла, что мне ближе первая, в которой учатся дети разных национальностей, но постоянно проживающие в Африке. За счет этого классы оказываются более сплоченными, а школьное сообщество в целом — более целостное независимо от их родной культуры и истории.

DSP является относительно небольшой школой, и это также дает возможность хорошо узнать школьное сообщество и интенсивно работать со всеми его представителями. Именно поэтому я выбрала русско-немецкую школу Deutsche Schule St. Petersburg.

Это будет мой первый опыт работы на посту директора, и я с нетерпением жду начала нового этапа своей жизни, работая в школе, где возможен тесный контакт между всеми участниками процесса и где можно следить за развитием каждого ребенка в деталях и в течение длительного времени.

— Каковы, по вашему мнению, основные преимущества DSP?

Одним из главных преимуществ этой школы является ее структура. Тесное взаимодействие детского сада, начальной, средней и старшей школ обеспечивает непрерывность образовательного процесса. Это очень положительно сказывается на качестве образования и позволяет учащимся легко переходить из садика в начальную школу, из начальной — в среднюю и т.д.

Мне кажется, что модель учебного заведения, которое ребенок посещает 14-15 лет, начиная с детского сада и заканчивая обучением в выпускных классах по программе IB, является для многих родителей очень привлекательной.

— Каковы ваши ожидания от будущей работы в DSP?

Прежде всего, я хотела бы познакомиться со школьным сообществом, выслушать разные стороны и лучше узнать текущее состояние работы над отдельными проектами. Развитие школы — это процесс, который требует терпения. Его главная цель — постоянное улучшение условий обучения для наших учеников.

Конечно, у меня уже появилось несколько идей по поводу дальнейшего развития школы, но я не планирую вносить фундаментальные изменения в самом начале моей работы.

— Каким образом вы планируете продолжить развитие DSP?

Я бы хотела, чтобы еще больше жителей Санкт-Петербурга узнали о Немецкой школе, и буду рада, если петербуржцы начнут регулярно посещать нас по различным поводам. С введением IB направления работы школы еще более расширятся, и DSP получит прямой доступ к международным программам обучения. Вместе с поступательным развитием школы это событие должно стать хорошим поводом для увеличения числа школьников в ближайшие годы.

Но я хотела бы подчеркнуть, что в своем развитии DSP всегда будет оставаться школой, верной философии и миссии Немецких школ за рубежом.

— Что для вас значит «хорошая школа»?

Я мечтаю о школе, которая имеет единую концепцию, знакомую и детям, и педагогам. О школе, которая знает, куда она хочет двигаться в долгосрочной перспективе. Хорошая школа — это та, куда с удовольствием приходят ученики, их родители и весь коллектив. Я мечтаю о школе, где люди дружелюбны и терпимы друг к другу, где проблемы обсуждаются конструктивно, и где каждый имеет право совершать ошибки и учиться на них без страха.

И конечно, я мечтаю о школе, где царит уважение между всеми участниками процесса.

— Что для вас значат «хороший ученик» и «хороший учитель»?

На хорошего ученика всегда можно положиться — также как и на хорошего учителя. Хороший ученик должен уметь слушать и обращать внимание на чувства окружающих, предлагая им помощь. Хороший преподаватель, разумеется, должен делать то же самое. Оба они должны осознавать ответственность за свою работу каждый день.

Люди, которые ведут себя подобным образом, очень ценны для меня. Эти принципы будут полезны для всего школьного сообщества.

— Какая роль принадлежит родителям в «хорошей школе»?

Я всегда рада родителям, которые посещают школу. Для меня это знак, что они заинтересованы в нашей работе. Однако я прошу родителей не забывать, что школа не может выполнить все пожелания, касающиеся их детей. Школа должна действовать в интересах всего школьного сообщества. У меня был хороший опыт сотрудничества между школой и родителями, без них у педагогов ничего не получится.

— Что вам больше всего нравится в вашей работе?

Моя работа очень многогранна, и за это я ее люблю. Утром я провожу уроки, а после обеда занимаюсь подготовкой к следующим занятиям и другими мелочами.

«Мне нравится стратегически планировать учебные процессы и создавать для них благоприятные условия».

Мне нравится стратегически планировать учебные процессы и создавать для них благоприятные условия. Именно поэтому я всегда искала способы помочь развитию школ, в которых работала, — в качестве руководителя направлений, координатора курсов повышения квалификации, члена и руководителя координирующей группы, координатора по управлению качеством педагогической деятельности и учителя-куратора по предмету «Физика» в городе Гамбург.

Как учитель, я всегда открыта как для родителей, так и для учеников. Каждый вопрос требует ответа, особенно те, что задают школьники, которые еще только ищут себя. «Фрау Микель, что вы думаете, могу ли я сдать выпускные экзамены, пока дела идут не очень хорошо...», — ко мне не раз подходили дети с таким вопросом. Когда три года спустя я могу поздравить выпускника с получением Abitur, для меня это становится незабываемым моментом.

— Что вы хотите посетить в первую очередь в Санкт-Петербурге?

Мои первые дни в Санкт-Петербурге будут посвящены школе, конечно же! Одна из первых вещей, которую я хочу сделать (когда наконец-то позволит время) — это посетить Петропавловскую крепость, чтобы вспомнить, какой она была, когда я видела ее в середине 80-х годов. У меня остались очень приятные воспоминания о двух моих поездках в Ленинград, и теперь я с нетерпением жду возможности освежить их в памяти.

— Выходит, путешествия — это ваше хобби?

О да, я заядлая путешественница! Я люблю путешествовать со студенческих лет. Мне всегда интересовало, как другие люди живут и преодолевают трудности. Однако, чтобы понять страну, нужно в ней поработать. Вот почему я с нетерпением жду возможности узнать Россию глубже благодаря своей работе и новым знакомствам, которые будут выходить за рамки школы.

Мне также очень нравится отдыхать на природе с фотоаппаратом. Во время пандемии я начала снимать черно-белые фотографии. А еще я с удовольствием делаю хэнд-мейд подарки и открытки на дни рождения друзьям и близким. Я также люблю готовить и с нетерпением жду знакомства с русской кухней.

В конце интервью мы записали короткое видеообращение госпожи Микель для нашего школьного сообщества 

Фотогалерея