Предметное обучение в Немецкой Школе при консульстве Германии в Санкт-Петербурге
В нашей школе предметное обучение осуществляется с первого по двенадцатый класс. Изучать предмет для нас означает знакомить учеников с определенной областью науки и углубляться в нее под руководством преподавателя.
Во время планирования и проведения занятий мы учитываем 3 направления:
Вертикальное — мы наблюдаем за развитием учеников в соответствии с возрастом
Горизонтальное — мы объединяем содержание предметов внутри одной классной ступени
Языковое — наша цель — совершенствование немецкого языка как языка обучения.
А теперь более подробно об отдельных аспектах.
Вертикальное направление
Немецкую Школу при консульстве Германии в Санкт-Петербурге посещают дети-носители разных языков.
С первого класса немецкий и русский языки преподаются на двух уровнях, как родной и как иностранный, с возможностью перехода из одной группы в другую.
Начиная с третьего класса вводится преподавание первого иностранного языка (английский), с 6-го класса — второго иностранного, французского, в соответствии с немецкой моделью обучения.
Этот концепт позволяет нам обеспечивать постоянное развитие знаний родного и иностранных языков наших учеников.
В то время как предмет «Окружающий мир» в начальной школе изучает темы «Мое тело», «Домашние животные», «Вода», «Воздух», «Свет и тень» или «Здоровое питание» как связанные между собой, в средней ступени предметы делятся на естественнонаучные (биология с 5-го класса, физика с 7-го. И химия с 8-го класса) и на общественно-научные (история и география с 5-го класса). Здесь для учеников начинается время специализации.
Чтобы лучшим образом подготовить детей к этому переходу, в пятом классе вводится новый предмет: методика.
Ребята учатся разумно распределять свое время в течение дня и на неделе, быть организованными в школе и дома, использовать приемы запоминания новых слов и терминов, оформлять плакаты и презентации и многое другое. Особенный упор делается на умение обращаться с обучающей платформой Microsoft Teams.
Горизонтальное направление
Узкое разграничение знания человечества на области таит в себе опасность стереотипного мышления.
В этом случае полученные знания из разных областей не удается объединить при решении сложных научных задач.
В нашей школе мы стараемся стирать жесткие границы между предметами с помощью междисциплинарного обучения.
Например, если по биологии запланирована тема «Человеческий глаз», то на занятиях физикой в той же классной ступени параллельно изучается тема «Прохождение лучей через линзу».
Или же в соответствии с темой «Здоровое питание» по биологии на уроке математики разбирается тема «Доли и дроби», а также изучаются диаграммы.
Таким образом ученикам становится понятно, что при решении сложных научных задач необходимо использовать знания из различных областей взаимовыгодным образом.
Очень важно также использовать единые методы работы в различных предметах, такие как метод пяти шагов для понимания научных текстов или метод создания интеллект-карт.
Языковое направление
Каждый предметный урок в нашей школе посвящен не только изучению предмета, но и изучению немецкого языка.
Так как в нашей школе учится много детей, чей родной язык не немецкий, им приходится познавать новый предмет на неродном им языке.
Поэтому предметные занятия в Немецкой школе при консульстве Германии в Санкт-Петербурге нацелены помимо изучения самого предмета на развитие языковой компетенции наших учеников. Работа над языком осуществляется как в плоскости повседневного общения, так и в плоскости языка обучения.
Знание немецкого языка как языка обучения позволяет детям полностью понять предмет, вести научную беседу, подготавливать презентации и успешно проводить их.
Мы работаем с соответствующими возрасту аутентичными немецкими материалами и предлагаем детям языковую поддержку. К примеру, для каждой темы разрабатываются раздаточный материал и вокабуляр.
Итак, наш концепт успешного предметного обучения держится на трех столпах:
- Соответствующее возрасту сопровождение детей во время предметного обучения
- Соединение различных областей предметных знаний в рамках одной классной ступени
- Обучение немецкому языку как языку обучения