Посещение спектакля «Процесс» Кафки в Александринском театре
Написано Эмилей Р. Матюль и Екатериной Улaщенко
В воскресенье, 25 сентября 2022 года, мы, 11 класс Немецкой школы Санкт-Петербурга, вместе с нашим классным руководителем доктором Юном, в рамках предмета CAS (creativity, activity and service) посетили театральную постановку «Процесс» в Александринском театре по знаменитому одноименному роману Франца Кафки.
Франц Кафка — всемирно известный немецкоязычный австрийский писатель, проживший большую часть своей жизни в Праге и Вене, а также широко читаемый в России. Его произведения, например, «Превращение», причислены к классике мировой литературы и были в основном опубликованы после смерти автора его близким другом и доверенным лицом Максом Бродом, которого Кафка назначил своим душеприказчиком. Психологическая глубина творчества Кафки и его особая экспрессия поспособствовали появлению термина «кафкианство», настолько велико значение этого писателя, которого с удовольствием читают и в России (так же, как Стефана Цвейга и других).
Не менее почётен и выбор места постановки спектакля. Александринский театр, где шла пьеса, спроектирован знаменитым итальянским архитектором Карло Росси и был открыт после пятилетнего строительства в 1832 году. Театр назван в честь жены царя, Александры Федоровны, немецкой принцессы по происхождению. Здесь состоялись премьеры многих известных русских пьес. Театр до сих пор является одним из самых известных в Санкт-Петербурге.
Почему 11-й класс Дипломной программы IB выбрал именно этот театр и эту постановку? Как известно, образование не начинается со школы и, конечно, не заканчивается ею. Образование начинается с младенчества (вот почему так важны раннее детство и начальное образование), и это процесс, длящийся всю жизнь. В образование следует включить все этапы формирования личности и преодоления барьеров, получение новых знаний, творческое самовыражение и стремление к саморазвитию. Посещать время от времени театр, чтобы увидеть, как литературные тексты оживают на сцене, позволяет воспринимать литературу всеми органами чувств.
Режиссер спектакля Аттила Виднянский вместе с актёрами превратил роман в чрезвычайно успешный спектакль. Процесс Кафки — это вечно актуальная тема: речь идет о психологии правосудия, нашем восприятии реальности и суде над главным героем Йозефом К., который совсем не хочет вписываться в наши представления о мире.
Это открывает возможности для социологической и политической интерпретации романа как обвинительного акта против холодной бюрократии (во времена Кафки) и подчеркивает, как много стоит человеческая свобода.
Аттила Виднянский очень хорошо учитывает эти и другие аспекты в своей постановке очень хорошей, на наш взгляд, пьесы. Таким образом, исполнители — в шляпах, как в романе, — таятся на протяжении всей пьесы, скрытые и не очень ощутимые, пока Йозеф К. пытается понять, почему его на самом деле обвиняют. Музыка и скупо используемый свет усиливают почти сюрреалистическую реальность, которую ощущает К. Драматическая музыка, в частности, заставляет осознать растущую безнадежность его положения и обвинение, которое невозможно уловить. Тот факт, что немецкие тексты, такие как колыбельная «Schlaf, Kindlein schlaf» (Спи, дитя, спи) или песня «Zeig dich!» (Покажи себя), также включены в сценическую постановку, придает всему этому особую остроту.
Безнадежность и холод, оживающие в театральном представлении, практически перетекающие из текста на сцену и материализующиеся там, оказывают понятное напряжение на человеческую психику, особенно когда человек не знает, кто его предал и осудил, поэтому он понимает, что должны чувствовать люди, оказавшиеся в экзистенциальной ситуации. Таким образом, в дополнение к интеллекту тренируется и эмпатия.
Человек, умеющий различать добро и зло, не окончательно закостеневший и зашоренный, во многих ситуациях будет задаваться вопросом о возможной вине, а значит, и о справедливости. И на этом давайте сделаем вывод: Кафка всегда актуален, а образование в нашей школе понимается как целостная концепция, затрагивающая все чувства.