Интерактивная история: День освобождения Ленинграда
27 января — в 78-ю годовщину освобождения Ленинграда, — в Немецкой школе Санкт-Петербурга прошёл интерактивный семинар по истории блокады. Он был проведен Русско-немецким центром встреч, который можно описать следующим образом: это «уголок немецкой культуры, центр обучения немецкому языку, молодёжная тусовка, методический центр, место встречи немцев Петербурга и центр исторических исследований».
Именно идея «исторического исследования» привела Центр встреч в нашу школу с проектом «Гуманитарный жест», в рамках которого в школах и учебных заведениях проводятся семинары о Ленинградской блокаде. Проект инициирован бывшим министром иностранных дел Германии Хайко Маасом и его российским коллегой Сергеем Лавровым. Он призван подчеркнуть примирение двух народов после Второй мировой и Великой Отечественной войн и укрепить германо-российскую дружбу.
Если одним из элементов «Гуманитарного жеста» была модернизация госпиталя для ветеранов войны, то другим — содействие встречам между жителями Германии и России, а также интенсивное изучение истории блокады. Семинар был намеренно приурочен ко дню освобождения Ленинграда и проходил в рамках уроков истории. Также были задействованы классы с 8 по 10, а также 11 класс, который проходит обучение по программе «Смешанный языковой международный бакалавриат» (Gemischtsprachige International Baccalaureate, GIB) в рамках Дипломной программы IB.
В рамках гибридного онлайн-модуля (некоторые студенты были подключены онлайн, другие — на месте) молодые люди обсуждали блокаду Ленинграда, как назывался Санкт-Петербург с 1924 по 1991 год. Основное внимание было уделено иллюстрации страданий, причиненных гражданскому населению, с использованием фотоисточников, а также статистических данных о продовольственных пайках и их составе.
Для того чтобы сделать произошедшее в то время еще более ярким, на втором этапе семинара молодые люди читали рассказы очевидцев, которые пережили блокаду и выжили в ней.
Сначала студенты читали тексты в группах и создавали профили из сообщений переживших блокаду людей, для которых в русском языке уже устоялось собственное слово «блокадники». Затем эти профили были представлены на пленарном заседании.
Больше всего молодых людей поразило то, что эти люди всегда сохраняли надежду и уверенность в себе, несмотря на все пережитые страдания.
Студенты, а также участвующие в семинаре учителя и администрация школы очень довольны семинаром и считают, что его формат имеет высокую педагогическую ценность.