«Мастер и Маргарита» в Доме офицеров
(доклад 11 и 12 классов)
27 ноября 2022 года, в воскресенье, 11 и 12 классы Немецкой школы Санкт-Петербурга вместе с координатором дипломной программы Международного двуязычного бакалавриата (GiB) г-ном Юном отправились в Дом офицеров на мюзикл «Мастер и Маргарита». Такие выходы в свет проводятся в рамках предмета CAS (творчество, деятельность и служение), этот предмет предполагает активность как социальную, так и культурную и творческую, и посещение театра к ней относится. Мюзикл основан на одноименном романе русского писателя Михаила Булгакова, который считается его самым известным произведением, а также классическим романом русской литературы. В «Мастере и Маргарите» дьявол является в Москве 1930-х годов в виде немца Воланда с несколькими демоническими помощниками. Вместе со своей свитой Воланд разоблачает жадных и нечистых на руку граждан. В это время у Мастера и Маргариты завязываются тайные отношения. Замужняя Маргарита поддерживает Мастера в его работе над романом о Понтии Пилате и казни Иисуса. Мастер сходит с ума после многосторонней и жесткой критики своего романа и попадает в клинику для душевнобольных. Пара разлучается, но Маргарита делает всё возможное, чтобы снова обрести своего Мастера, и даже готова искать встречи с Воландом, который способен исполнить её самое большое желание. В мюзикл попали и важнейшие сцены из романа, написанного Мастером. В целом в постановке сверхъестественное сочетается с сатирической чёрной комедией и христианской философией.
Из этой невероятной истории можно узнать, что зло существует не само по себе и не создано дьяволом, оно коренится в людях. И что только человек несёт ответственность за свои поступки.
Хотя действие пьесы происходит в советской Москве, корни сюжета раскинулись шире по миру, чем можно подумать. В основе сюжета «Мастера и Маргариты» мы находим «Фауста», и в эпиграф к роману вынесена цитата из «Фауста» Гёте: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Мастер — это также явная отсылка к Фаусту, а Гретхен становится Маргаритой. В отличие от Марлоу или Гёте, Булгаков не разрабатывал материал «Фауста», а пародировал произведение Гёте.
Булгаков начал работу над «Мастером и Маргаритой» в декабре 1928 года и завершил роман в марте 1940 года. Первые варианты книги, среди рабочих названий которой фигурировали такие, как «Копыто инженера» и «Черный маг», Булгаков уничтожил в 1930 году. Последний вариант, включающий сюжетную линию с Понтием Пилатом, был закончен в 1937 году, но работа на этом не прекратилась: за пять месяцев до смерти он передал рукописи своей жене Елене Сергеевне Булгаковой и доверил ей завершение романа. Елена провела более двадцати лет за редактурой. Первое, сокращённое, издание вышло в журнале «Москва» в 1966 году, однако из-за строгой цензуры эта версия не точно соответствует булгаковскому оригиналу, а первое полное издание на русском появилось в 1967 году в издательстве YMCA-Press во Франции. Версия без купюр была опубликована в Советском Союзе в 1973 году — через 33 года после его смерти и всего за 18 лет до конца существования СССР.
В целом, мюзикл нам всем очень понравился, особенно впечатались в память причудливые и детально проработанные костюмы. У актёров уникальные голоса и исполнительский талант. Кроме того, выбор исполнителей был очень удачным: стать Воланда и его глубокий, сильный голос сделали его подходящим воплощением дьявола, а миниатюрная фигура Маргариты соответствовала её характеру.
Чтобы поставить такое многогранное произведение, не потеряв смысла и деталей, требуется большой талант, и постановщикам его явно хватило. Кроме того, что удалось передать смысл «Мастера и Маргариты», удачной получилась и музыкальная интерпретация. Все исполнители безупречно озвучивали свои реплики и пели чистыми голосами. Поразил талант исполнителя роли Воланда Ивана Ожогина, который известен и в Германии как выдающийся певец.
«Мастер и Маргарита» — это гениальное произведение, которое было достойно воплощено на сцене. Мы рекомендуем всем посетить мюзикл в Доме офицеров, вас наверняка очарует эта постановка.